Национальный реестр надежных поставщиков сформирован с целью сбора и систематизации данных о предпринимателях, деятельность которых соответствует требованиям стандарта СТО Р 66.576-2017.03-20.
Благодаря созданию единой базы, в которую вносят информацию о проверенных поставщиках товаров и услуг, заказчики получают возможность объективного выбора для взаимодействия с надежными организациями и компаниями. Каждый из членов Реестра получает конкурентное преимущество, которое выражается в увеличении шансов на заключение выгодных договоров о сотрудничестве, в том числе на основании ФЗ-44 и ФЗ-223.
Обратившись к специалистам центра сертификации «Светест», вы сможете получить содействие в оформлении сертификата соответствия по требованиям СТО Р 66.576-2017.03-20, помощь в регистрации компании в Национальном реестре надежных поставщиков (далее – НРНП).
Причины, по которым был сформирован Национальный реестр надежных поставщиков
Национальный реестр начал свое существование с 2016 года. Целью его формирования стало создание базы данных о юридических лицах, которые намерены участвовать в конкурсных процедурах. Если данные о конкретной организации внесены в НРНП, то это свидетельствует о том, что предприниматель подтвердил свою надежность, добросовестность и полное соответствие критериям, приведенным в СТО Р 66.576-2017.03-20.
Формирование единого национального реестра надежных поставщиков направлено на выявление и последующую поддержку добросовестных предпринимателей в сфере оказания услуг и производства / импорта товаров. Единая база объединяет не только поставщиков, признанных добросовестными, но и организации, которые занимаются проведением процедур оценки соответствия. Это позволяет полностью исключить монополизацию в данной сфере.
За счет соблюдения указанных выше факторов существующая база данных – НРНП, повышает эффективность исполнения контрактов в рамках гос.заказов и заказов коммерческих организаций. Нац.реестр представляет собой единый автоматизированный ресурс, который ведется в электронном виде. Его функционирование поддерживает автономная некоммерческая организация (АНО «НРНП»). Создание проекта осуществлялось при поддержке проф. объединений Российской Федерации и нескольких стран, являющихся участницами Евразийского экономического союза – Республика Казахстан и Республика Беларусь.
Функционирование НРНП
Для чего необходимо формировать информацию в отношении участников конкурсных процедур? Создание единой базы о проверенных надежных организациях позволяет предоставлять заинтересованным лицам (заказчикам) объективную информацию о членах НРНП – проверенных в установленном порядке юр. лицах (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателях (ИП).
При формировании единой базы были усовершенствованы механизмы отбора добросовестных исполнителей для:
- исполнения гос.заказов на основании ФЗ №44;
- оптимального выбора поставщиков при проведении коммерческих закупок на основании ФЗ №223;
- организации поставок с/х продукции, сырья для гос. нужд в соответствии с ФЗ №53;
- закупок для выполнения государственных оборонных заказов в соответствии с требованиями ФЗ №275;
- организации закупочной деятельности организаций в соответствии с нормами ФЗ №44, ФЗ №223 и ГК РФ.
Что дает наличие сертификата СТО Р 66.576-2017.03-20 (НРНП)?
Формирование единой базы стало выгодным как для поставщиков, так и для самих заказчиков. Согласно официальным сведениям 30% предпринимателей, претендующих на участие в конкурсных процедурах, не соответствуют заявленным требованиям. Такие несоответствия выявляются при организации тщательной проверки ЮЛ и ИП. Проблема для заказчиков также состоит в том, что заявители могут предоставить заведомо ложные сведения, на самостоятельную проверку которых тратиться много времени, ресурсов. Кроме несоответствующей действительности информации имеет место подача ложных документов о том, что контрагентом исполнены задолженности по исполнительному производству, штрафам и налоговым платежам. Количество таких контрагентов от общего числа участников тендеров составляет около 15%.
За счет формирования Национального реестра проверенных поставщиков решаются следующие проблемы заказчиков:
- отсутствие информации о поставщиках, позволяющей принять решение о возможности сотрудничества;
- риск при выборе поставщика, обусловленный опасностью предоставления контрагентами ложной информации и фальшивой документации;
- невозможность оптимизировать закупочную деятельность.
Заказчик благодаря существованию единой базы НРНП получает следующие преимущества:
- оперативное получение достоверной информации о поставщике услуг в процессе проведения закупочных процедур;
- возможность сотрудничать только с теми контрагентами, которые отвечают требованиям, сформированным ФЗ №44, №233 и нормам стандарта СТО Р 66.576-2017.03-20;
- доступность сведений в отношении исполнителей, которые включают опыт выполненных контрактов, наличие у фирмы представительств, присутствие лицензий на право осуществления деятельности, сертификатов и т.д.;
- получение действительной информации о предпринимателе. Это обеспечивается благодаря организации и проведению ежеквартальных проверок членов реестра. На основании результатов проверок сведения единой базы актуализируются;
- снижение рисков при выборе поставщика. Благодаря тщательной проверке деятельности исполнителя в ходе сертификации отсеиваются те предприниматели, которые не отвечают критериям надежности, отраженным в регулирующем стандарте. За счет этого заказчик выбирает исполнителя уже из числа надежных компаний, включенных в реестр.
Преимущества сертификации СТО Р 66.576-2017.03-20 для поставщиков товаров и услуг состоят в следующем:
- рост доверия от потребителей услуг. Каждая фирма, получившая сертификат соответствия НРНП, может презентовать (заявить о себе), как о проверенном поставщике продукции;
- получение конкурентных преимуществ. Сертификат НРНП может стать решающим фактором для заключения договоров о сотрудничестве при проведении переговоров;
- возможность выявления несоответствия требованиям стандарта для их устранения и систематизации деятельности, приведения ее в полное соответствие требованиям. Предприниматель может пройти сертификацию и быть включенным в реестр сразу после того, как деятельность его компании будет отвечать требованиям стандарта.
Кто участвует в оценке исполнителей и подтверждении их соответствия по требованиям СТО?
Система сертификации НРНП подразумевает участие в процедуре оценки следующих организаций:
- Компаний некоммерческого характера. Они занимаются ведением реестра и хранением информации о членах НРНП. Уже после внесения данных о компаниях в единую базу осуществляется периодическая проверка поставщиков для обновления информации, содержащейся в единой базе.
- Департамент сертификации. Отвечает за выдачу сертификатов соответствия, подтверждающих надежность поставщика и их внесение в единую базу.
- Органы сертификации (ОС). Экспертами органов осуществляется прием и анализ документов по оценке деятельности организаций, проверка соответствия по требованиям стандарта.
Особенности использования данных, содержащихся в НРНП
Особенностями формируемой базы исполнителей является:
- открытость данных. Любое заинтересованное лицо может получить действительную информацию о предпринимателе, претендующем на роль поставщика продукции или услуг;
- действительность как статуса каждого члена реестра, так и данных о них;
- широкий и удобный функционал выбора исполнителя и их поиска. Заказчик может выбрать из общего списка фирм только те, которые отвечают заданным критериям.
При включении информации о предпринимателе в единую базу НРНП формируется карточка. В карточку вносятся сведения об участнике конкурсной процедуры, его финансовой, экономической, хозяйственной деятельности, сведения о результатах проведенных проверок. При выявлении несоответствий в карточке указывается причина. Для того чтобы стать членом реестра, необходимо пройти процедуру оценки по требованиям СТО 66.57676-2017.03-20.
Особенности оценки соответствия
В процессе проведения сертификации деятельность компаний оценивается на основании предоставленных документов и иных сведений, полученных из сторонних баз данных о юр. лицах. Таким образом, специалисты получают не только актуальную информацию, но и дополнительно проверяют предоставленных заявителем сведения. Для поддержания действительности сведений реестра в рамках сертификации проводят:
- первоначальную проверку, по результатам которой принимается решение о сертификации СТО 66.57676-2017.03-20 и выдаче свидетельства НРНП;
- плановый аудит.
Внесение в Национальный реестр надежных поставщиков осуществляется по результатам проверки:
- истории работы компании;
- количества ресурсов предпринимателя. Их должно быть достаточно для того, чтобы выполнить условия заключаемых с заказчиками контрактов;
- наличие в штате компании сотрудников, которые имеют необходимое образование и квалификацию;
- данных о наличии на предприятии СМК по стандартам ИСО 9001, 14001, 18001. Внедрение указанных СМК на предприятии – обязательное условие включения сведений о юр. лице в единый реестр.
По итогам сертификации выдается:
- свидетельство о включении сведений о компании в НРНП;
- сертификат соответствия СТО НРНП. Он действует в течение 3 лет.