;

Лицензирование – это один из методов государственного регулирования бизнеса, в случае если деятельность может нанести вред гражданам, государству, в том числе обороне, или культурным ценностям России. Оно представляет собой способ и порядок подтверждения лицом права ведения предпринимательства в сферах, подлежащих лицензированию.

Основным законом, который устанавливает отношения сторон, участвующих в лицензировании, является ФЗ № 128, вышедший в 2001 году.

Участниками лицензирования являются:

  • государство, которое сформулировало и утвердило законодательные документы, в соответствии с которыми происходят все взаимоотношения в сфере лицензирования, утвердило список федеральных служб, ответственных за данную сферу регулирования в рамках своей деятельности и компетенции, определило основной порядок, требования и условия получения разрешений на виды деятельности, подлежащие лицензированию;
  • федеральные органы исполнительной власти, которые формулируют специфические требования и условия лицензирования в сфере, относящейся к компетенции данной структуры, осуществляют оформление лицензий по определенным видам деятельности;
  • местные органы исполнительной власти создают региональные органы лицензирования и осуществляют надзор за деятельностью предприятий, получивших лицензии, а также применяет санкции, если  незаконно осуществляется бизнес  в сферах, подлежащих лицензированию;
  • индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие намерение начать деятельность в той сфере, которая по закону обязательна для лицензирования, или уже осуществляющий бизнес, если в уставных документах присутствуют виды деятельности, подлежащие лицензированию.

Если разрешение на деятельность получено в федеральном органе лицензирования, то его действие распространяется на всей территории РФ. Если санкция на виды деятельности, подлежащие лицензированию, были получены в лицензионном органе, относящемся к местному самоуправлению, то в случае намерения расширить бизнес за пределы административной территории, необходимо уведомить о начале предпринимательства исполнительную власть данного административного округа. Тогда деятельность по ведению бизнеса может рассматриваться как официальная. В противном случае возможно применение санкций, соответствующих административному нарушению законодательства РФ.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с ФЗ № 128, перечислены в статье 17 данного закона. В настоящее время число их в этом списке составляет 82 единицы. Если вид деятельности присутствует в списке лицензируемых видов, то это означает, что осуществление данного бизнеса возможно только после оформления разрешения в специализированных  государственных органах. В случае нарушения данного требования предприниматель или юридическое лицо считаются лицами, ведущими незаконный бизнес, и могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Первоначально, в 2001 году, во время принятия данного закона, перечень состоял из более 200 видов деятельности. Сокращение их происходит за счет следующих факторов:

  • если виды деятельности, подлежащие лицензированию, выводятся из-под сферы действия ФЗ № 128 путем принятия отдельного ФЗ в данной сфере;
  • если виды деятельности, подлежат регулированию соответствующим техническим регламентом, в котором имеется статья о лицензировании;
  • если виды деятельности, подлежащие лицензированию, переходят на другие способы и методы регулирования (например, путем саморегулирующих организаций, аттестации сотрудников, аккредитации, сертификации и других).

Исполнительные государственные органы считают, что число видов деятельности, на которые необходимо получать разрешение путем лицензирования, должно уменьшаться, т.к. во многих случаях другие методы регулирования являются более эффективными. Так, в строительной деятельности с 1 января 2010 года введена система саморегулирования. И уже на начальном этапе были выявлены положительные стороны этого перехода: существенно сократилось число фирм-однодневок. А именно их работа характеризовалась низким качеством оказываемых услуг и недобросовестностью. Поэтому в Госдуме обсуждается законопроект, который  в очередной раз сократит виды деятельности, подлежащие лицензированию. Их количество станет равно 47 единицам.

В статье 2 ФЗ № 128 перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с другими ФЗ (не основным законом о лицензировании). Российские законодатели считают, что следует унифицировать подход к лицензированию, поэтому они намерены сокращать и этот перечень путем включения отдельных видов деятельности в общий список, подвластный ФЗ № 128, либо способствовать переходу на другие формы государственного регулирования деятельности в этих сферах.


Базы кодов
Заказать звонок Задать вопрос Заказать сертификат